Моей первой и единственной спутницей в танцевальном мире была великая мадам Лили Лазарян. Несмотря на множество существовавших в те времена преград, мне посчастливилось стать её ученицей в 3 года. Я бы хотела, чтобы ценители моего творчества и близкие мне люди больше узнали об этом великолепном педагоге и человеке, подарившем мне свою душу и с усердием вкладывавшим в своих учеников весь свой опыт.
Из Википедии
Лили Лазарян родилась в армянской семье в Тегеране. Получила образование в Давудской школе в Тегеране, а затем переехала в Италию, где продолжила свое музыкальное и вокальное образование в Римском колледже музыки и искусства. В это же время она приняла участие в нескольких оперных постановках, в том числе в «Аиде» и «Тоске», а также в произведениях Манолеску и Шуберта. Вернувшись в Иран уже с богатым танцевальным опытом и понимая, что народные танцы здесь не преподавались с академической точки зрения, она основывает консерваторию искусств. Лили Лазарян также путешествует по различным европейским странам для дальнейшего изучения и исследования танцевального искусства.
Лили Лазарян занималась художественной деятельностью в Иране и за рубежом на протяжении 54 лет. Ещё до основания в Иране Министерства культуры и искусств ей была выдана лицензия «Свободной консерватории Лили Лазарян» Министерством внутренних дел. У нее также была школа для детей в возрасте от 5 до 11 лет, где преподавались театральное мастерство, музыка и балет.
Среди произведений, поставленных госпожой Лазарян в Иране и за его пределами: «Сердце матери» Ираджа Мирзы, «Осиротевшие слёзы» Парвина Этесами и балет «Тахт Джамшид» в сопровождении Симфонического оркестра. Произведение «Искушение дьявола», для которого госпожа Лазарян создавала музыку и дизайн костюмов, транслировалось по телевидению.
Госпожа Лазарян была одной из первых преподавателей танцев в Иране. Она продолжала работать и после революции, пока позволял возраст и состояние сердца. Мадам Лили Лазарян скончалась в Тегеране в 1382 году по солнечному календарю (2003), оставив неоценимый вклад в развитие танцевального искусства Ирана.
Ее брат Альфред Лазарян стал первым джазовым певцом на иранской эстраде.
Из интервью с Лили Лазарян в доме престарелых
Мой отец был дипломатом и поддерживал музыкальное искусство. Благодаря его высокому положению и благосклонности к музыке, к нам домой постоянно наведывался педагог по балету, швейцарец по национальности, Альберт, у которого я изучала основные движения в течение 8 лет. В те же годы я закончила обучение в армянских школах в Тегеране. Затем я училась у мастера Галиане, чтобы улучшить свою танцевальную балетную технику. Параллельно я изучала французский у мадам Томаске на улице Джандарк (в данный момент Манучехри). Затем я отправилась в Италию, чтобы изучать искусство, где меня обучал профессор по имени Виктор (фамилию не помню). Наступила Вторая мировая война, и я была вынуждена покинуть Италию и вернуться на Родину.
До того, как я начала работать в Иране, здесь были только простые аматорские представления. Маленьких мальчиков одевали в одежду для девочек, красили, их использовали ужасно отвратительным образом. По своему возвращению в Иран я почувствовала сильную необходимость создать танцевальные движения на основе культуры и обычаев прошлого Ирана, чтобы это было обворожительно и радовало глаз. С этой целью я начала изучать мотивы, архитектуру и миниатюры, и основываясь на жестах и фигурах и вдохновляясь иранской традиционной и аутентичной музыкой создавала иранский балет. Так появился танец «Зангуле» на музыку покойного Дарвиш-хана. По моему мнению, старинные иранские фольклорные танцы были очень дикими, поэтому их нужно было трансформировать на современный лад. Я обсудила свою идею с Рубиком Григоряном. Взяв за основу курдские, «гилани» и азербайджанские танцы и музыку, я совместила их с современной хореографией, и так в Иране формировался современный балет. Мои идеи, то есть то, что я считала, что для популяризации создаваемой мною хореографии должна использоваться иранская культура, сильно противоречили видению людей из других искусств того времени. Наши видения конфликтовали.
После того, как я вышла замуж за Аршама Хачикяна, чемпиона по тяжелой атлетике Ирана на Олимпиаде, я основала свою собственную балетную академию.
Когда на фестиваль в Австрии приглашали мастеров по балету со всех стран, меня тоже пригласили. Я исполнила свою программу в платье «Кассим Абади», которое удивило всех мировых мастеров балета. Я показала им, что такое иранское искусство и его благородство.
Я создавала и исполняла множество различных балетных хореографий. В часности, по мотивам стихотворений Ираджа Мирзы «Сердце матери», Парвина Этесами «Осиротевшие слезы» и поэзии Хайяма с моей собственной музыкой.
Воспоминания из детства ученицы мадам Лазарян Хале Адхами
Я родилась после революции, когда женское творчество уже порицалось. Моя мама случайно узнала, что в Тегеране на тот момент до сих пор работала танцевальная школа, где преподавала великая балерина, хореограф-постановщик и основательница искусств в Иране мадам Лазарян, и записала меня, несмотря на общественное неодобрение. Помню, в какой восторг меня приводили старинные интерьеры школы эпохи королевской семьи с огромными потолками и вычурной мебелью.
У мадам Лазарян в школе был отдельный кабинет, где она выписывала родителям учениц абонементы, чем, в последствие, занималась всю жизнь и я.
Муж мадам Лазарян, предобрейший армянин в теле, преподавал для нас зарубежный фольклор. Мадам Лазарян тогда казалась мне очень строгой, а её муж — полной её противоположностью. Его занятия проходили в абсолютно непринуждённой атмосфере и были самым весёлым, что случалось с нами в школе. Поэтому, когда мы узнавали, что сегодня муж мадам Лазарян заменяет её, то безудержно радовались всей группой, хотя многие тут же расстраивались, потому что видели, как наше ликование расстраивало мадам Лазарян.
Я занималась в школе мадам Лазарян с 3 до 14 лет. Все эти годы на неё поступали жалобы от религиозных активистов, к ней регулярно приходила милиция, чтобы её закрыть за развращение детей и женщин.
Мадам Лазарян была православной, поэтому только на её занятиях мы могли узнать о праздновании Нового года с ёлкой. Моя мама сохранила фото одного из наших ежегодных отчётных концертов для родителей, который проходил как раз на Новый год.
Вечная память...
Всю собранную на этой странице информацию я искала по крупицам на персидском, армянском и английском языках и, к моему огромному сожалению, её очень мало. Меня всегда удивляет и восхищает, когда мне встречаются пожилые армяне, кто ещё хорошо помнит мадам Лазарян, и отзываются о ней как самой выдающейся звезде армянского происхождения ушедшего века... Мы живём, пока нас помнят. Я часто вспоминаю мадам Лазарян и в такие моменты чувствую, что она всё ещё среди нас... Спасибо Вам за всё...
Источники
- https://fa.wikipedia.org/wiki/لیلی_لازاریان
- https://www.facebook.com/241752002545016/photos/a.241754185878131/444876792232535/
Дополнить материал
Если вы можете дополнить данный материал, пишите на me@navadance.com.ua.